Поправки в закон о приватизации

Подготовлены поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества

В Госдуму внесены очередные поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества. На сей раз депутатам нового созыва предлагается дополнить данный закон еще одним способом приватизации. А именно: согласно новому законопроекту государственное и муниципальное имущество , сданное в аренду, может приватизироваться исключительно путем его продажи арендаторам. Только при их отказе от покупки имущество может быть приватизировано на общем основании.

Законопроект предусматривает, что имущество приобретается арендаторами по начальной цене, устанавливаемой на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Авторы закона мотивируют свои поправки тем, что в настоящее время часть государственного и муниципального имущества сдана в аренду. В большинстве случаев это имущество было передано арендаторам в сильно разрушенном или изношенном состоянии. Арендаторы затратили на его улучшение значительные средства, которые только в исключительных случаях были зачтены в счет причитающихся с них арендных платежей. Таким образом, большая часть той стоимости, которой обладает это имущество , было создано арендаторами.

Напомним, что вступившей с 2002 года новой редакцией Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации — выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества. Более того, согласно новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен срок, предписывающий до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение всего «коммерческого» муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. В результате одновременного действия положений упомянутых законов предприятия малого бизнеса, которые в большинстве случаев не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями, фактически были поставлены на грань выживания. Так как в сложившейся ситуации они не в состоянии сохранить за собой арендуемые ими площади, на которых располагаются их производственные подразделения, а органы местного самоуправления не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже указанных площадей на открытых конкурсах или аукционах.

Однако в случае если это имущество подлежит приватизации, арендаторы его, несмотря на все свои затраты и усилия по его улучшению, не имеют никаких преимуществ и должны участвовать в приватизации на общих основаниях. Сложившаяся ситуация, как считают разработчики законопроекта, несправедлива и лишает арендаторов всякого стимула для улучшения арендуемого ими имущества. Более того, создается парадоксальная ситуация: именно те арендаторы, которые заботились об арендуемом имуществе, оказываются в наихудшем положении, так как это имущество сильно повысилось в цене, и на него при проведении аукциона или конкурса окажется больше желающих.

Как уже писала «Российская бизнес-газета», это не первая попытка изменить закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Еще в 2005 году группой депутатов в Госдуму был внесен законопроект об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества. Целью которого было оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса посредством установления для них временной — на период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года — преференции на участие в приватизации. Заключалась она в введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации — выкупа указанными субъектами арендуемого ими в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества.

Споры вокруг данных поправок затянулись на несколько лет и продолжаются по ныне. Данный законопроект переписывался несколько раз и в первом чтении был принят только осенью этого года. Малый бизнес очень надеется, что в следующем году депутаты нового созыва примут его в окончательном чтении и в той редакции, на которой настаивает малый бизнес.

Юлия Васильева

Российская газета

Поделиться

Post Comment