Всем домам — парковку

Ни одна новостройка в столице, включая муниципальные, отныне не будет принята к заселению, пока строители не обеспечат жильцов нового дома парковкой. Минимум — одно машино-место на квартиру. Во вторник это решение и другие подробности гаражного строительства в Москве будут обсуждаться на заседании столичного правительства. Накануне первый заместитель градостроительного департамента Константин Королевский ответил на вопросы обозревателя «Известий» Виктории Волошиной.

вопрос: Почему это решение принято только сейчас? Неужели раньше было не понятно, что в Москве нельзя сдавать дома без гаражей?

ответ: На уровне проекта планировки гаражи были почти всегда и раньше, а вот на уровне проекта застройщики отбивались от них, как черт от ладана. Например, говорили — вот через дорогу есть гараж, давайте мы лучше еще один дом построим. Сейчас так уже не пройдет.

в: То есть дом не примут без гаражей?

о: Его не начнут строить, если в разрешительной рабочей документации не будет количества машино-мест, предусмотренного новыми нормами. Когда мы эти нормы ввели (минимум — 1 машино-место на квартиру, в элитных домах — 2), у проектировщиков был шок. Например, возводят они дом-свечку на 20 этажей. А гаражи куда девать? Если под землю, то надо вниз такую же свечку рыть, но это невозможно. Выходом из ситуации оказались механизированные гаражи, их еще называют гаражи-лифты или гаражи-склады. Западные фирмы, уловив дефицит, быстро открыли свои представительства и начали активно строить такие гаражи в столице. Для нас самих стало открытием, что в Москве сегодня уже установлено более 50 таких паркингов. Они оказались спасением для инвесторов, особенно для тех, кто строит в центре. Если в обычном гараже с учетом подъезда и размещения сервисных служб на одно машино-место нужно около 40 метров, то в механизированном всего 5-6. Вот корейцы недавно привезли свои установки в столицу. Модуль монтируется за три дня, занимает 30 квадратов, в нем помещается 8 машин. Сейчас мы работаем над тем, чтобы пробить упрощенный порядок строительства таких установок. Для капитальных гаражей, как для жилых домов, порядка 200 согласований требуется, и за год не соберешь. Но механизированные гаражи вполне можно оформлять, как легко возводимые павильоны. Причем они же еще и мобильны: постоял, стал мешать, его собрали и перевезли на другое место.

в: И покупают москвичи места в таких мобильных «лифтах»? Раньше к ним скептически относились.

о: Еще как покупают. Зайдите во двор на Тверской, угол Гашека — посмотрите. Просто их тоже по уму ставить надо. Если у Большого театра такой гаражный склад соорудить, то после спектакля последний меломан заберет свою машину только часа через два. Это же как в гардеробе — чтобы пальто получить, надо очередь выстоять. Хотя вот у телецентра в Останкино хотят такой паркинг установить.

в: При всем известном дефиците мест в паркингах в городе есть гаражи, которые стоят полупустыми. Слишком дороги?

о: Чему нас учит рынок? Каждому покупателю нужен свой товар. Например, в Южном Бутове, где намечалась лишь муниципальная застройка, мы заложили самые дешевые гаражи — манежного типа. Но потом в Бутове стали продавать коммерческие квартиры, покупатели пришли к нам и сказали: нам две линии на асфальте в решетчатом гараже и даром не нужны. Мы готовы доплатить, но постройте нам боксы: мы на них замки повесим, будем там колеса хранить или картошку. Ближе к центру психология людей меняется — состоятельные москвичи не хранят в гаражах картошку или стеклоомыватели. Им было бы куда машину поставить, чтобы ее не украли да сверху не капало. То есть инвестору и нанятому им проектировщику надо точно просчитать, где какой гараж будет пользоваться спросом. В центре, где цена за одно машино-место доходит до $100 тысяч, инвестор придумает, как два-три гаража на одну квартиру построить, потому что ему это выгодно.

в: А в муниципальных новостройках гаражи тоже предусмотрены?

о: Да, их строительство финансируется за счет средств города. Но бесплатно, как квартиры, их раздавать не будут — жильцы смогут либо купить там места с минимальной наценкой, либо арендовать их.

в: Когда три года назад вы запускали программу «Народный гараж», говорилось, что площадки и финансирование под эти паркинги будут искать сами москвичи. Но, судя по тому, что пока ни одного объекта по программе не построено, желающих не нашлось?

о: Желающих много, но на практике оказалось, что простым людям очень трудно организоваться и пройти все согласующие инстанции. Поэтому мы несколько изменили процедуру и финансирование программы. Инициатива все равно остается за жителями: для начала они вместе с управой изучают возможные места размещения будущих стоянок. Управа передает эти предложения в префектуру, которая выясняет, нет ли ограничений по использованию этого места у различных ведомств. Если все нормально, то специально созданный ГУП «Управление гаражного строительства» заказывает граддокументацию на это место. На конкурсе определяется генеральный проектировщик, который разрабатывает рабочую документацию. Потом ГУП выходит на площадку и начинает строить паркинг за счет бюджетного кредита, который выдает город под четверть ставки рефинансирования ЦБ. А кредит гасят за счет тех денег, которые собирают с дольщиков — инициаторов строительства «Народного гаража».

в: Когда будет построен первый такой гараж?

о: До конца года мы должны выйти на площадки по 14 адресам. И часть из них сдать уже в следующем году.

в: Но цены растут не только с каждым годом, но и с каждым днем? Потянут ли москвичи такие «народные гаражи»?

о: Есть жители, готовые и по $25 тысяч место покупать, если им построят гараж в удобном для них месте.

в: Раньше шли разговоры о $3-5 тысячах?

о: За эти годы и цены возросли, и нормативы ужесточились. Сейчас самый дешевый «народный гараж» манежного типа стоит около 115 тысяч рублей. Преимущество его в том, что здесь нет спекуляции, прибыли инвестора минимальны, нет «доли города», а, напротив, льготы от города в части дешевого кредита. То есть дешевле построить просто нельзя.

в: Расскажите про планы строительства подземных парковок под Тверской и Садовым кольцом.

о: Сейчас пока идут предпроектные работы по паркингу от Манежа до Камергерского переулка. И от Камергерского до Тверской площади. Сразу хочу успокоить жителей Тверской — стоянка будет только под улицей, в глубь кварталов она заходить не будет. Днем эти паркинги будут использоваться, как общегородские, ночью — для машин местных жителей.

в: Где будут заезды в эти паркинги?

о: Пока нет утвержденного проекта, не могу сказать.

в: А сколько будет стоить час парковки под Тверской?

о: Не знаю, но точно недешево — в первую очередь потому, что дорого обойдется само строительство в таком перенасыщенном подземными коммуникациями месте.

Справка «Известий»

На январь 2005 года в Москве насчитали около 900 тысяч машино-мест организованного хранения, что составило 38% от необходимого числа. Причем сюда входило все, вплоть до размеченной парковки во дворах. В 2006 году в планах строителей довести цифру обеспеченности гаражами до 40%, в 2007-м — до 47% . А по Генплану Москвы до 2020 года 70% автовладельцев должны стать собственниками или арендаторами места в гаражах — это средняя норма в цивилизованных странах

Виктория Волошина Известия

Поделиться

Post Comment